- Киевская духовная академия
- С 1615 г. на помощь Киево-Печерской лавре в деле просвещения русского народа в духе православной веры и в истинных традициях русской народности явилась школа, неразрывно связанная с Киево-братским монастырем, основанная дворянкою Галиною (Еленою) Гулевичевною Лозкиною. В начале 1616 года около этих учреждений появляется всесословное церковное братство; оно построило Благовещ. церковь и на средства братчика, запорожск. гетмана Конашевича, начало строить с 1620 г. Богоявленскую церк. Братского мон. В том же году иерусалимский патр. Феофан, по поручению константиноп. патр., посетил в Киев и восстановил южно-русскую православн. епархию. Особенно близкие отношения между Печерской лаврою и митрополитом и киево-братскою школою установились, когда в 1627 г. сделался архимандр. Печерской лавры, а в 1632 г. митрополит Петр Могила. Он основал при лавре училище по образцу тогдашних латинских коллегий, в 1631 г. перевел его в Братский мон. и соединил с прежней Богоявленскою школой. Став митропол. и патроном коллегии, Петр Могила снабдил мон. землей и по завещанию оставил значительную часть своего имущества. Коллегия стала расти и развивать свою деятельность, будучи все время в тесной связи с печерской обителью; иноки печерские были начальниками и учителями (Исаия Козловский, Сильвестр Коссов, Антоний Пацевский, Софроний Почаский и мн. др.), а питомцы школы трудились в лавре, исполняя в ней разные послушания. Связь эта поддерживалась тем, что в течение всей 2-й половины XVII в. и в начале XVIII в. почти непрерывно архимандритами лавры были питомцы коллегии и бывшие ее ректоры. Таковы: Иннокентий Гизель, Варлаам Ясинский, Иоасаф Кроковский и Афанасий Миславский и мн. др. Благодаря этому обучение в коллегии было хорошо поставлено и коллегия дала ряд выдающихся личностей, как, напр., св. Димитрий Ростовский. После смерти Петра Могилы в 1646 г., Братский мон. и коллегия переживали тяжелую пору и даже подвергались опустошениям. В 1658 г. гетман Иван Выговский изменил России и предался Польше, выговорив ряд льготных условий для коллегии. Но эта измена привела к междоусобной войне между самими казаками, во время которой в 1658 г. Братский монаст. с храмами и школами был истреблен пожаром. Русское правительство стало смотреть подозрительно после этого на коллегию и даже хотело запретить ее восстановление, но благодаря Шереметеву, которого просили киевские челобитчики, разрешено было восстановить коллегию с одним, однако, ограничением, чтобы в ней обучались только киевские жители, а не других городов. Учение в коллегии возобновилось с 1660 - 61 учебного года, а с 1671 г. стал восстановляться и Богоявленский храм Братского мон., после того как по Андрусовскому договору Киев был оставлен русским на 2 года. В 1686 г. по новому договору Киев отошел навсегда к России. До этой поры преподавание в школе шло с преобладанием греческого и славяно-русского языков. С 1689 г. коллегия вводит в круг своих наук богословие, первым преподавателем которого стал Иоасаф Кроковский и получил разрешение принимать в число студентов и иностранцев, получает подтверждение старых своих прав и новые права, царское жалование и переименование из коллегии в академию. К этому же времени относится учреждение Иоасафом Кроковским студенческого братства, или конгрегации, разделявшейся на старшую под именем Благовещения Пресв. Богородицы, в которую входили студенты богословия и философы, и младшую под именем Зачатия Пресв. Богородицы, к которой относились студенты низших классов. В 1704 г. гетман Мазепа выстроил для академии каменный корпус с деревянной надстройкой в 1 1/2 этажа, в 1719 г. на южной стороне Братского мон. была выстроена митропол. Иоасафом Кроковским деревянная бурса, в 1735 г. митр. Рафаил Заборовский заменил верхний деревянный этаж мазепинского корпуса каменным, в котором устроил большой конгрегационный зал с хорами и академическую Благовещенскую церковь. В 1760 г., после пожара старой деревянной бурсы была выстроена для бедных студентов новая каменная бурса на берегу Днепра. Во внутренней учебной жизни академии за это время заметно оживление, ученые начинают черпать свои познания непосредственно с запада; академия получает известность и имя за границей: с нею начинают считаться и западные ученые, в ее стены устремляются массами заграничные воспитанники православного исповедания. Особенно сильное влияние оказал на судьбу академии и дальнейшей русской богословской науки ее ректор, сподвижник Петра Великого, Феофан Прокопович. Академия выпускает массу образованных людей и снабжает северную Россию просвещенными деятелями на духовно-просветительном поприще. Воспитанники ее занимают места учителей и наставников духовных училищ и различные церковно-иерархические должности в России и иногда даже посылаются в другие родственные славянские страны, как Сербия и Болгария. С конца царствования Петра Великого, с издания в 1721 году "Духовного Регламента" на А. стали смотреть не как на свободное ученое учреждение, а как на школу для подготовки кандидатов на священнослужительские места. А. начинает подвергаться разным ограничениям, имеющим целью превратить ее в сословную школу. Дети духовенства принуждаются обязательно обучаться в А., в духовное звание запрещено поступать казакам без ведома гетмана и крестьянам, были приняты меры к сокращению монастырей и числа монашествующих лиц, неграмотных без разрешения высшей власти запрещено было постригать. В А. продолжали учиться и дети разночинцев в малом числе до 1755 г., когда открылся моск. университет, куда и стали поступать массами дети дворян. Запрещение Петра постригать неграмотных содействовало тому, что в Печерской лавре появилось множество образованных монахов, из бывших студентов А. Кроме того, Св. Синод стал постепенно ограничивать прежнюю свободу лаврского книгоиздательства, предъявляя к лаврской типографии, существовавшей с начала XVIII в., такие требования, которые требовали для исполнения их научно-образованных людей. Поэтому архимандриты лаврские не только охотно принимали академистов, но всячески старались привлечь их в обитель. С 1721 г. по 1749 г. насчитывается в Печерской лавре около 76 монахов-академистов. Такое огромное число их в лавре объясняется тем, что эта служба вполне соответствовала их подготовке и настроению, а с другой стороны, открывала им широкую дорогу для дальнейшей карьеры. В это время усиленно насаждались духовные школы, семинарии и ректорами их охотно назначали образованных монахов, воспитанников киевской духовной академии. В царствование Екатерины II появился ряд проектов о преобразовании академии в университет с богословским факультетом. В низшие и средние классы А. введены были светские науки, естеств. история, математика, архитектура, живопись и проч., киевские воспитанники стали посылаться в московск. унив. для довершения образования и для приготовления к учительству в родной А. Указание определенных пособий и руководств сильно понизило уровень преподавания этих светских наук; только богословие стало еще больше развиваться и расчленяться на составные части, и с 1763 г. уже преподавалось нравствен. богословие, Свящ. Писание, учение об отцах церкви, основное богословие и всеобщая церковная история; появились с этого времени и печатные труды киевских ученых по православному догматическому богословию (Compendium theologiae Иринея Фальковского и др.). Материальное положение А. и братского монастыря было с конца XVII в. неудовлетворительно: лучшие имения монастыря остались за польской границей, а из казны А. и мон. получали всего по 80 р. в год, царской руги и от митрополита, из остатков венечных пошлин 200 р. в год и из войскового скарба пособия в 200 р. Всех этих средств не хватило, и А. в 1742 г. ходатайствовала перед Синодом об уравнении ее содержания с содержанием московской академии, но ходатайство осталось без результата. Только лишь в 1766 г., когда стал хлопотать киевский ген.-губернатор, из казны стало опускаться на содержание А. по 500 р. в год. В 1786 г. после секуляризации церковных имуществ А. стала получать по 9.000 р. в год, с 1797 года по 12.000 р., с 1812 г. по 24.000 р. С 1771 г. из пожертвований отдельных лиц образовался при А. собственный неприкосновенный капитал, который к 1841 г. возрос до 254.000 р. После назначения митр. Щербацкого в Москву, на киевскую кафедру стали назначаться такие лица, которые, хотя и были по происхождению южнорусы, но долгое время занимали ученые или административные должности на севере России, как то Арсений Могилянский (1758 - 70 гг.), Гавриил Кременецкий (1770 - 83 гг.) и Самуил Миславский (1785 - 96 гг.). Все они были убежденными приверженцами великороссийских порядков, русского литературного языка и художественной литературы и противниками старых традиций киевской А. При них были ограничены и наконец вовсе прекращены миркованья, эпетиции, студенческие конгрегации и т. п. А. стала рассматриваться и оцениваться по норме университетов и других светских учебных заведений; учебные занятия и литературные упражнения стали систематически и последовательно быть направляемы в сторону сближения в этом отношении с северными светскими учебными заведениями. Академическая реформа 1797 г., вследствие ее неопределенного и двойственного характера, не была долговечной. С наступлением царствования Александра I необходимость новой реформы духовных школ и академии стала очевидной. Главнейшим деятелем по этим реформам был митрополит киевский Евгений Болховитинов, который восстал против многопредметности, царившей в то время в академиях. Евгению было поручено составить проект реформы, что он и сделал. Его проект был одобрен и лег в основу дух.-учебной реформы 1808 г. По проекту, А. тщательно отделялась от всех других, средних и низших, дух. училищ и разделялась на 1) собственно академию, или ученое общество, которое должно было иметь высший надзор за всеми дух. школами, и 2) педагогическую коллегию, которая давала бы питомцам духовное образование и приготовляла бы их к цер.-учительскому служению. Но особый комитет, специально назначенный для проведения реформы духовн. школ, несколько сузил этот проект: ученое общество заменено было академич. конференцией, учено-административная компетенция которой была значительно сужена, оклады преподавателей значительно повышены, курс обнимал три категории наук: 1) богословские, 2) общеобразовательные и 3) языки. Комитет проводил реформу постепенно и медленно, и К. академия воспользовалась преимуществами ее гораздо позже своих младших сестер, московск. и петербургск. академ. через 11 лет (в 1819 г.) со введения ее в жизнь. В связи с реформами Александра I в юго-западной России шла иная работа. Здесь дело реформ было поручено людям, использовавшим его в своих тенденциозных и националистических видах, задавшимся целью окатоличить и ополячить весь юго-западный край. Волна полонизма с католическ. пропагандой разлилась тогда по всей юго-западной Руси, но она разбилась о К. А., сила и крепость которой была в глубоких симпатиях к ней русского общества. В 1811 г. в А. случился большой пожар, сгорели все деревянные постройки, обрушились 2 купола на большой церкви и расплавились колокола. Тотчас же после пожара началось восстановление на свои средства и на счет государственного пособия и закончено было в 1826 г. Начиная с устава 1849 г., преподаватели А. избирались конференцией; до утверждения их Св. Синодом в ученой степени магистра они носили звание учителей акад., а по утверждении в ученой степени звание учителя переменялось в звание бакалавра, которое в обществе пользовалось почему-то большим уважением, чем звание магистра. Всем молодым учителям, если они были неженатые, давалась казенная квартира при А., и это было значительным подспорьем при тогдашнем малом жалованье по штату (321 р. в год, только в 1859 г. оклад бакалаврам был увеличен до 429 р. в год); Помимо жалованья, каждому магистру А., пока он был на духовн. или дух.-учебной службе, еще выдавалось пособие в 100 р. ежегодно со дня вступления в должность. Так как этих денег не хватало, то наставники, особенно молодые, занимали побочные должности, как помощн. инспектора с окладом в 114 р. в год, сотрудничали в журнале "Воскресное Чтение", издававшемся при А., занимали должности при редакции, как, напр., секретарскую в 200 р. В 1854 - 59 г. в А. происходили беспорядки среди студентов, недовольных столом, лекциями и распущенных 60-летн. стариком ректором Израилем Лукиным; они даже подали прошение на Высочайшее Имя, обойдя все инстанции, но прежний ректор Антоний, тогда викарий митрополии, успокоил студентов, и прошение было потребовано ими назад с почты и было возвращено. Позже оно было напечатано Герценом в "Колоколе". При А. существует устроенное в 80-х годах (1872 г.) Богоявленское благотворительное братство для вспомоществования бедным студентам и служащим при А. лицам. С 1874 г. ректоры академии, состоя вместе с тем и настоятелями Киево-Братского монастыря, носят епископский сан и считаются викариями киевской епархии. При А. имеется хорошо оборудованная больница. С 1872 г. при А. учреждены церковно-историческое и археологическое общество с принадлежащим ему цер.-археологич. музеем. В музее в настоящее время кроме рукописей и книг насчитывается до 32.000 предметов. Музей получил большую известность не только в России, но и за границей: он составился из частных коллекций, пожертвованных владельцами. Здесь имеется коллекция русских икон с XIV века, свыше 200, коллекция кипрских и вообще классических древностей, монет и рукописей покойного архим. Антонина Капустина, б. нач. русской миссии в Иерусалиме, и много других коллекций. При А. имеется фундаментальная библиотека, состоящая из 90.095 томов, 47620 названий печатных книг и брошюр, 918 рукописей, 89 актов и грамот, 301 атласа, 350 названий учебников в количестве 2.210 экземпл., 760 периодических и 98 церковных изданий. Кроме фундаментальной, при А. имеется и студенческая библиотека, состоящая из 2195 томов, 1448 названий. Почетных членов К. А. 36, на службе в А. состоит 39 профессоров и др. лиц. Ректором А. ныне состоит бывший 3 викарий киевской епархии, епископ Каневский, магистр богословия, преосв. Иннокентий (Ястребов). С 1910 учебн. года введен в действие новый, Высочайше утвержденный 2 апреля 1910 г. устав в административной, воспитательной и хозяйственной частях полностью, по учебной части с некоторыми временными отступлениями. Со введением нового устава открылись 5 новых кафедр; не замещены еще к 1911 - 12 учебн. году новая 2-я кафедра патрологии, истории славянских церквей и румынской, церковно-славянского языка с палеографией и истории русской церкви. К. А. содержится на средства, состоящие в распоряжении Св. Синода, и на проценты с собственного капитала. Собственный капитал А. в К. бумагах составляет 508.231 р. Из процентов на этот капитал 3203 р. отсылаются, согласно воле жертвователей, в киевскую духовную семинарию, и 12 p. 85 к. в Выдубецкий мон., а остальные 16.695 р. составляют собственный доход А. На содержание А. ассигнуется из Государ. казначейства 152750 р., вместе с местными доходами и процентами 175200 р. С 1860 г. основан при А. ежемесячный журнал. "Труды киевской духовн. академии". Кроме того Киевская духовная академия выпускает переводы творений св. отцов и учителей церкви западных, вышедшие доселе в количестве 31 тома, и ежегодный сборник "Учено-богословские и проповеднические опыты студентов Киевской духовн академии".
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.